Первый турнир по самбо, посвящённый памяти А.В. Никандрова и А.Н. Ерникова.
29 марта 2025 года Братск принял участников из Усть-Илимска, Усть-Кута, Железногорска-Илимского, Михайловки.
Владимир Алексеев. Организатор, Председатель федерации самбо города Братска, старший тренер областной спортивной школы по самбо.
— «Этот турнир не просто спортивное состязание – это дань уважения людям, посвятившим свою жизнь воспитанию молодого поколения чемпионов Братска. Сегодня на ковре участвуют юноши 2012-2013 годов рождения. Помимо коллег и учеников Александра Николаевича и Андрея Валентиновича, к нам пришли гости – это мэр города Александр Сергеевич Дубровин, руководитель департамента физической культуры и спорта Братска Галина Анатольевна Данилова и директор областной спортивной школы по самбо Александр Геннадьевич Уколов. На следующий год планируем уже сделать турнир традиционным и межрегиональным. Будем приглашать самбистов из Красноярска, Новосибирска, Улан-Удэ. В этом году бюджет на организацию и призы составил около полумиллиона рублей. Победители получили не только грамоты и медали, но ценные призы. Тренеры победителей – денежные вознаграждения».
Вспоминают ученики, коллеги и товарищи:
Вячеслав Павлович Гурьев
• Мастер спорта СССР по самбо
•Тренер высшей категории
— «Александр Николаевич Ерников стал моим первым тренером, который довел меня до выполнения звания мастер спорта СССР.
Самбо в то время только развивалось в Братске, и желающих попасть в секцию оказалось полно! Нас пришло человек пятьдесят. Александр Николаевич стал делать отбор. Силовая подготовка – кто больше подтянется, кто больше отожмется. Потом был тест на выносливость: задерживать дыхание, опустив голову в тазик с водой. И последнее – бокс, бойцовские качества тренер смотрел. Нас тогда из полусотни выбрали человек 15-20. И из этой группы тренер воспитал четырёх мастеров спорта СССР.
Андрей Никандров – это мой близкий друг. Очень инициативный и идейны. Организовывал различные соревнования и турниры. Человек, отдавший свое сердце и жизнь борьбе».
Александр Евсеевич Макагон
• КМС по самбо
• Тренер первой категории
— «Я пришел к Ерникову в секцию в 1973 году, в зал «УЗГБ» в секцию самбо. Мне было 14 лет. Интересные тренировки, захватывающие, приятная усталость после тренировок. Стремление освоить новое, желание достичь успехов — всё это привил мне Александр Николаевич. Благодаря ему я и стал тренером. Наверное, и Никандров, Гурьев, Подлосинский и Карико — все мы одной фабрики Александра Николаевича Ерникова. Далеко не каждому учителю удается подготовить столько тренеров такого качества. Заслуженный человек и заслуженная память для такого мастера».
Андрей Викторович Подлосинский
• Мастер спорта СССР по самбо
•Тренер высшей категории
— «Осенью 1973 года с товарищем со двора мы пришли в зал самбо к Александру Ерникову. Набор хоть и закончился, но попал в испытательную группу. Первые полгода тренировался на грани вылета. Александр Николаевич казался таким огромным для нас, пацанов, мужиком. Всегда был спокоен, никогда не слышал ни крика, ни каких-то жестких слов. У нас в зале «УЗГБ» подобралась очень хорошая команда. Позже пришел тренироваться Никандров Андрей. Он был весом намного больше, мы с ним никогда на соревнованиях против друг друга не боролись. В связи с проблемами с легкими Андрей делал ставку на быструю борьбу и чистую победу.
Александр Николаевич приехал к нам в Братск из Челябинска, а там очень хорошая школа борьбы. Ерников заочно учился в Омском государственном институте физкультуры и в свободное время тренировал нас. Вкладывал в нас все свои знания. Однажды зал был закрыт, мы подождали минут 10–15 и хотели уходить, как подъехал Александр Николаевич со сломанной ногой и на костылях и, несмотря ни на что, провел тренировку. Такой был человек.
Условия были не ахти. Тир 50 метров длиной и шириной метров 5 или 6. Батареи только с одного торца были, и зимой в морозы на стенках был лёд по всему залу. Нам, пацанам, было нормально. Свитер оденешь под самбовку, а вот тренеру, конечно, было тяжело. Простывал.
В очень сильные морозы перетаскивали маты в маленький кабинет и там пытались тренироваться.
Для жизни меня, конечно, наставил на путь Александр Николаевич. Всю жизнь я отработал тренером, эту любовь привил мой первый тренер. Так, наверное, из поколения в поколение и продолжают у нас работать. Мои ученики работают сейчас тренерами — это Хренов Олег и Коротких Павел. Так и дальше будет продолжаться — эта цепочка.
Андрея Никандрова покрутила судьба. Помню, он в подвале в жилом доме организовал клуб, первые свои группы. Потом работал в «Металлурге», в спортзале, а позже мы в паре с ним работали в СК «Таёжный». Очень любил психологию. Мог взахлеб рассказывать о книгах, которые читал. Как психолог очень хорош был в спорте. Андрей предложил, и мы потом организовали «Гонку поколений». Это командное соревнование среди разных возрастов по городу. Секций тогда уже много было, и конкуренция была очень высокая. Боролись стенка на стенку, начиная с младших и заканчивая мужским составом. Идея была в том, чтобы занимались не только дети, но и взрослые начинали. Тогда начали организовываться и взрослые группы. Очень интересные зарубы были по городу, отсюда и пошли результаты. Гриша Сулемин на Европе второе место занял, Попов Константин заслуженным мастером стал, Оводнев Андрей две России юниорских выиграл.
Когда Андрей уже болел, у меня с ним был последний разговор. Он в Иркутске в этот момент находился, его брат Коля туда увез, чтобы попытаться подлечить. Его последние слова: «Я отсюда или со щитом вернусь, или на щите», так оно и произошло. Андрей был очень инициативный, у него всегда была куча идей, как заинтересовать ребятишек. Как спортивный зауч просто великолепный был».
Владимир Александрович Карико
• Заслуженный тренер России
• Мастер спорта по самбо
— «В зал по самбо в «УЗГБ» (здание тира между перинатальным центром и кожвен диспансером) я пришел в 15 лет. По нынешним меркам это было уже поздно. У Александра Николаевича Ерникова уже был хороший и сильный костяк ребят с мастерами спорта. У меня тогда загорелось всё внутри и появилась большая мечта стать тренером. Но вначале прошел путь спортсмена и в 17 лет завоевал звание мастера спорта. Воплотить мои стремления к тренерству и помочь с поступлением в институт в Петербурге мне, конечно, помогал Александр Николаевич. Встреча с этим человеком опередила мою судьбу».
Оксана Владимировна Гагаркина
• Мастер спорта международного класса
• Тренер высшей категории
«Андрей Валентинович был уникальным человеком. Помимо неудержимого интереса к борьбе, был еще и нумизматом. Коллекционировал медали, значки разных времен и периодов, был погружен в вексиллологию (дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов). Прекрасно разбирался в истории России. Очень много читал и старался дойти до истинных фактов и первоисточников. Мог провести и урок о том или ином периоде становления нашей Родины. И, конечно, мы его помним как основателя уникальных мотивирующих программ для детей».
Павел Александрович Коротких
• Старший тренер-преподаватель высшей категории
— «Андрея Валентиновича Никандрова я увидел впервые в 1990 году, когда был ребенком и участвовал на соревнованиях в клубе «Мечтатель». Этот зал был в подвале жилого дома на перекрестке улиц Подбельского — Ленина. Я знал, что это тренер, который сам выкопал и сам сделал зал. А будучи постарше, я уже встретил Андрея Валентиновича в СК «Таёжный», они тренировали в паре с Подлосинским на третьем этаже. Это был год 1993-94. После окончания Омского университета, когда я устроился работать тренером в 2001 году, мы начали контактировать уже как коллеги. Андрей Валентиныч делился всегда наработками, был открытый в общении, хитрого поведения точно не было. Мы хоть и занимались в разных секциях, но он считал, что мы одна команда и занимаемся одним делом. Я работал в маленьком спортзале в 24 колледже, в общежитии, а Никандров в СК «Металлург», через три года он ушел в «Таёжный», а я принял его должность в «Металлурге». Мы в подвале там занимались по очереди с «Классиками».
Мы называли «Валентиныча» между собой «Бугор».
Он был очень открытым и бесхитростным человеком.
«Валентиныч» придумал систему мотивации для детей, которая называлась «Юный борец». В неё входили соревнования по упрощённым правилам для детей 10–11 лет. В течение года дети набирали очки за поединки и за ОФП (общефизическую подготовку). Тогда в одной группе занимались и самбисты, и дзюдоисты.
В зале висели таблички с указанием количества заработанных очков. После каждых соревнований эти данные обновлялись. Дети считали очки и видели, у кого сколько, и старались показать лучшие результаты, чтобы получить высшую оценку.
Чтобы попасть на соревнования, нужно было сдать экзамены. И вот так, шаг за шагом, шли к цели.
Ещё был конкурс «Мастер дзюдо». Андрей Валентиныч разработал систему, по которой награждали десять человек. Он всегда говорил, что в этой десятке есть одиннадцатый, который может подвинуть всю десятку. В конце года он собирал всех и награждал десятерых, а также тренера, который показал особые результаты.
Однажды я заказал серебряные и золотые значки, которые вручались в качестве особого поощрения только избранным. Должен заметить, что эти системы поощрения весьма эффективны. В настоящее время я не знаю никого, кто занимался бы подобными системами. Аналогов этим системам я не встречал и не видел.
Да, у профессиональных дзюдоистов есть рейтинг, за который они получают вознаграждение. Однако подобной мотивационной программы для детей не существовало и нет теперь. Это была превосходная система. Все дети подсчитывали свои очки, и между ними возникало здоровое соперничество, направленное не на то, чтобы навредить, а на то, чтобы стать лучше».
Олег Гайозович Елоев
• Тренер-общественник по самбо и дзюдо
— «Мы с Андреем Валентиновичем Никандровым жили в одном дворе. В 1976 году, когда мне было семь лет, я, как и многие другие, начал заниматься самбо в школе «УЗГБ». Уже тогда Андрей Валентинович показывал высокий уровень мастерства в этом виде спорта.
Позже мы перешли заниматься в здание ДК «Лесохимик», где сейчас находится досуговый центр «Формула». Нашим тренером был Анатолий Павлович Тятюшкин. На протяжении многих лет я то возвращался к занятиям, то бросал их. Но в 1999 году я вновь начал активно заниматься самбо.
С 2000 года я регулярно участвовал в соревнованиях по линии МВД. Помню, когда мне было уже 41 год, мне настолько надоела борьба, что я решил переключиться на другие виды спорта: велосипед, лыжи и плавание. Возможно, я просто устал от постоянных травм и нагрузок.
Однако иногда я заходил в зал, к Андрею Валентиновичу. Он предложил мне принять участие в ветеранском турнире. Я ответил, что уже не хочу бороться, ведь мне столько лет! Но Никандров настаивал: «Попробуй, выйди на схваточку». Хотя у меня не было особого желания, я всё же начал приходить в зал и осторожно бороться с ребятами.
За месяц до соревнований Андрей Валентинович дал мне положение о турнире и отправил на медицинскую комиссию. Я сказал, что не давал согласия участвовать, на что он ответил, что приедут борцы из Усть-Илимска, Усть-Кута, Зимы и Тулуна. Тогда я подумал: «Ну ладно, чё думаю?» — и начал готовиться к соревнованиям.
До самого последнего момента у меня не было желания бороться. Я думал, что наелся и хватит. Пусть молодежь борется. Но когда началась первая схватка, а потом вторая, я понял, что весь на адреналине. Соревнования были шестого февраля, а пятого февраля мне исполнилось 42 года — это был 2011 год.
Ко мне подошёл Андрей Валентинович, похлопал по плечу и сказал: «Ну всё, ты снова в команде». Он улыбнулся. И в итоге за финал мой соперник снялся, и я стал победителем.
Теперь я понимаю, что можно уйти от борьбы, но она всё равно останется с тобой. Когда я рассказываю об этом, на меня нахлынули воспоминания. Никандров вернул меня в команду и в самбо, не заставляя. И вот сколько лет прошло, а я до сих пор занимаюсь, борюсь и тренируюсь в зале.
Андрей Валентинович — человек, который мог найти нужные слова. Я знал только двух тренеров — Подлосинского и Никандрова, которые могли найти такие фразы, что, какими бы ни были обстоятельства и причины, душевные состояния, мы шли и выигрывали.
Это были тренеры очень высокого уровня, представители советской школы и уровня советского спорта».
Татьяна Фирсова
— «Говорят, незаменимых людей не бывает, но я теперь знаю, что это не так! Андрей Валентинович был именно таким человеком.
Мы познакомились, когда он тренировал группу взрослых, которые когда-то занимались самбо. Сначала он не хотел брать меня в свою группу, ведь мне 42 года, и я никогда не занималась спортом. Но у меня есть характер!
Андрей Валентинович дал мне три недели на то, чтобы доказать, что я смогу заниматься. Первый месяц был очень сложным, тренировки были жёсткими. Но в итоге мне повезло заниматься с ним четыре года, с 2016 по 2020 год.
Он чувствовал каждого своего ученика. Кто-то приходил уставшим после смены, а кто-то, как я, бежал на тренировку после работы, даже не успев поесть. На такие случаи у него всегда были конфеты с арахисом. На построении он сразу видел, какую нагрузку кому дать.
«Валентиныч» интересовался историей и монетами и с удовольствием рассказывал нам интересные вещи после занятий. Я очень благодарна судьбе за этого человека в моей жизни».